Карта – схема
Образовательной программы дополнительного образования
«В школу а радостью»
Модуль программы « Развитие речи и познавательных способностей»
Возраст обучающихся: 4-6 лет
Срок реализации программы: 2 года ( 144 часа)
Данная программа разработана на основе авторских программ ведущих психологов, нейропсихологов и логопедов. Образовательный процесс делится на отдельные модули по ступеням:

1 ступень обучения – дети от 4-х лет.
2 ступень обучения – дети от 5-х лет
3 ступень обучения – дети от 5 лет
4 ступень обучения дети от 6 лет.

Программа направлена на создание условий для развития интеллектуальных, эмоционально-волевых и творческих особенностей личности ребенка, повышение его мотивации к обучению и изучению родного языка. В данной программе творческие способности рассматриваются применительно к понятию общие интеллектуальные способности, под которыми понимают высокоразвитые умственные способности общего характера, образующие основу для достижения наилучших результатов. Творческие способности обеспечивают в дальнейшем быстрое приобретение, закрепление и использование на практике знаний, умений и навыков, которые нужны для обучения в школе. Развитие творческих способностей – это длительная целенаправленная работа. Познавательные задания данной программы включают в себя всю систему познавательных действий и операций, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением, и кончая операциями логического и творческого мышления. При этом учитываются принципы постепенности, последовательности и доступности в обучении. Данная программа предусматривает развитие вербально-логического мышления, внимания (слухового и зрительного) и памяти (слуховой, зрительной, ассоциативной).

Пояснительная записка
к программному модулю для детей от 4 до 6 лет..

Данный курс предназначен для детей от 4-х до 6 лет. Изучение родного языка на ранних этапах развития ребенка создает базу для качественного усвоения учебного материала в последующем, что является особенно важным и актуальным в настоящее время.
Цель курса – развитие личности ребенка средствами родной речевой деятельности, совершенствование коммуникативных навыков: заучивание стихов, песенок, разыгрывание сказок, отгадывание загадок, графическая деятельность.
Важнейшие задачи данного курса – совершенствовать речевые и познавательные способности ребенка, опираясь на речевой опыт, дать дополнительные возможности для приобщения к культурным ценностям , заложить основу для универсальных коммуникативных умений.

Программа построена на методических принципах новизны, игровой и коммуникативной технологии, дифференцированного обучения, и принципа сознательности и активности детей в овладении материалом. В ней присутствует использования всех видов наглядности, а также современных технологий.

Срок реализации программы - 2 года. Курс условно делится 2 модуля в 4 этапа:
1-й модуль I этап – дети от 4-х лет
II этап – дети от 5-х лет
2-й модуль III этап – дети от 5 лет
IV этап – дети от 6 лет

На первом и втором этапе проводится пропедевтическая работа по созданию у детей первичных навыков и умений общения, составляющих основу коммуникативной компетентности в устной речи. Очень важно на этом этапе обеспечить детям достаточную тренировку в правильности фонетического и грамматического изречения, формировать у них фонематический слух, навыки самоконтроля и самокоррекции. Дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта.
На третьем этапе расширяется речевой опыт детей за счет новых средств общения и совершенствуется их умения осуществлять как устные, так и письменные формы. Особое место занимают навыки чтения. Этот этап нацелен на усиление мотивации к изучению родного языка.
На четвертом этапе осуществляется систематизация приобретенных знаний, выявление причин затруднений в обучении грамматике русского языка, если таковые имеются. Ведется коррекционно-развивающая работа по их устранению, а также работа по их дальнейшему совершенствованию. Основные задачи этого этапа - развитие у детей воображения (так как без него невозможны творческие виды деятельности) и предоставление воображению наиболее богатой и разнообразной и целенаправленно подобранной «пищи». Особое место в этом этапе занимает психологическая подготовка детей к обучению в школе; умение слушать педагога, выполнять задание по образцу, рассказ по сюжетной картинке, пересказ прослушанного текста и т.д.
Формой проведения занятий является урок, который может быть и уроком – игрой, и уроком – экскурсией, и уроком – праздником, и уроком- сказкой. В зависимости от личностных особенностей группы форма проведения занятий может варьироваться.
Модуль рассчитан на 2 года обучения, 144 учебных часа Режим проведения - 8 занятий в месяц (2 занятия в неделю). Продолжительность занятий 30 минут.

Учебно - тематический план образовательного модуля дошкольного образования.
Методическое обеспечение
1 Е.В. Новикова. Логопедическая азбука. Книга первая «От буквы к слову, книга вторая «От слова к предложению». М. Издательство «ГНОМ» 2011г.
2 Л.А. Комарова Автоматизазия звуков: С,З,Ц,Ш,Ж,Ч,Щ,Л,Ль,Р,Рь, в игровых упражнениях.-М. Издательство «ГНОМ» 2011г.
3 М.М. Безруких, Т.А.Филиппова, Азбука. Рабочие тетради 4 части.М.- Издательство «Ювента» -2001г.
4 Е.В. Мазанова. Учусь работать со словом. ». М. Издательство «ГНОМ» 2011г.
5 Е.В. Мазанова. Учусь не путать звуки. ». М. Издательство «ГНОМ» 2011г.
6 Е.В. Мазанова. Учусь не путать буквы. ». М. Издательство «ГНОМ» 2011г.
7 Е.В. Мазанова. Учусь работать с текстом. ». М. Издательство «ГНОМ» 2011г.
8 М.М. Безруких, Т.А. Филиппов, Азбука, Рабочая тетрадь, 4 части.М. Издательство «Ювента» - 2001г.
Дополнительная литература
1. Н.В, Володина «Говорю красиво». – М. Эксмо, 2013г.
2. О.Л. Соболева. Любимый букварьбукварь.- М. Дрофа, 2013г.
3 О.Л.Соболева. Игравой тренажер к любимому букварю. .- М. Дрофа, 2013г.
4 Н.Э.Теремкова. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Издательство «ГНОМ» 2014г.
5 Серия «Ломаносовская школа» «Узнаю звуки и буквы», «Читаю слова и предложения», «Готов ли я к школе?». М.
издательство «Эксмо» 2014г.

Карта – схема
Модуля Образовательной программы дополнительного образования «В школу, с радостью»
«Основы математики( формирование элементарных математических представлений)»
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации программы: 2 года ( 72 часа)
Данная программа разработана на основе авторской программы Г.Сычевой «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников», О.Соболевой «Любимая математика», учебных пособий М.Безруких «Пишем цифры и считаем», Ж.Кац «Необычная математика»
Программа состоит из двух последовательных блоков. Образовательный процесс делится на 2 модуля по этапам обучения:

1 модуль – элементарные представления о геометрических фигурах «Путешествие в страну Геометрика».
Курс обучения на этой ступени составляет 32 занятия.
2 модуль – основы счета «Путешествие в страну Математика»
Курс обучения на этой ступени составляет 40 занятий.
Программа направлена на развитие интеллектуальных, эмоционально-волевых и творческих особенностей личности ребенка, повышение мотивации к обучению, усвоение им элементарных математических представлений, развитие графико-моторных функций, формирование способности к обучению в группе. В процессе обучения у ребенка развивается логическое мышление, способность слушать и понимать инструкцию, создаются предпосылки для возможности самостоятельной оценки полученного результата.
В программе сделан особый упор на формирование у ребенка познавательного интереса, приобретение им качеств и навыков, способствующих эффективному усвоению учебной информации в рамках детского коллектива, для чего каждое занятие разделено на блоки со сменой видов деятельности, позволяющих ребенку учиться удерживать внимание на предмете обучения, задействовать все виды памяти.
При этом учитываются принципы постепенности, последовательности и доступности в обучении.
В программе активно используются современные образовательные технологии, адаптированные для детей дошкольного возраста.
Пояснительная записка
к 1 модулю «Элементарные представления о геометрических фигурах».
Цель курса – развитие личности ребенка, посредством приобретения им познавательного интереса, усвоения новых понятий, видов деятельности, обучение распознованию геометрических фигур, расширение знаний о характеристиках окружающего мира.
Важнейшие задачи данного курса – сформировать у ребенка желание и стремление к обучению, обеспечить усвоение им элементарных знаний о геометрических фигурах и основных визуальных характеристиках предметов, введение в активный лексический запас усвоенных понятий.
Отличительной особенностью 1 модуля является его направленность на приобретение ребенком мотивированного желания к обучению в группе, формирование у него представления об обучении, как о желанном виде деятельности, стимулирование его к активному включению в процесс занятий.
Программа построена на методических принципах игровой и коммуникативной технологии, дифференцированного обучения и принципа пощрения активности учащихся в овладении материалом.
Срок реализации модуля - 4 месяца или 16 занятий по 1 часу в неделю.
С самого начала используется игровой интерес детей для введения их в среду группового обучения. Особое внимание уделяется закреплению навыков работы в группе и формированию графико-моторных функций. Очень важно на этом этапе обеспечить учащимся возможность восприятия материала на всех уровнях, при этом не перегружая ребенка, а стимулируя его к усвоению знаний и использованию их на практике. Дети этого возраста отличаются особой способностью усваивать материал во время игры, у них появляется интерес к осмыслению вновь приобретенного опыта, использованию его в повседневной жизни.
Формой проведения занятий является урок - игра, который проводится в форме путешествия в «Страну Геометрика», в котором дети погружаются в новый для себя мир геметрических фигур, где они узнают их свойства, а также усваивают новые пространственные представления.
Продолжительность каждого занятий 30 минут.
Каждое занятие разделено на несколько смысловых блоков, а именно: знакомство с геометрическими фигурами, закрепление полученных знаний на практике на основе графических и телесно-ориентированных техник усвоения материала, повторение изученного ранее, творческую часть.
Ожидаемые результаты от прохождения 1 модуляэлементарные представления о геометрических фигурах «Путешествие в страну Геометрика».
В результате занятий по данному образовательному модулю дети должны:
Понимать:
- урок – как особый вид деятельности;
- необходимость личного участия в занятии;
- основные отличия фигур между собой;
- описательные характеристики предметов (цвет, положение в пространстве, размер).
Уметь:
- взаимодействовать с педагогом и другими членами группы;
- слушать инструцию и понимать ее;
- различать геометрические фигуры между собой;
- распозновать их в различных окружающих предметах;
- приобрести начальные навыки ориентации на листе бумаги;
- активно использовать вновь приобретенные лексические единицы в речи;
- выполнять творческое задание, направленное на закрепление изучаемой темы.
Способами определения результативности и формами подведения итогов реализации данного модуля программы будут тестовые задания, проводимые в рамках обычных занятий в игровой форме, общая психологическая оценка самочувствия детей в группе.
Пояснительная записка
ко 2 модулю «Основы счета».
Данный курс предназначен для детей трехлетнего возраста, способных держать в руке карандаш и прошедших обучение по 1 модулю данной программы.
Цель курса – дальнейшее развитие личности ребенка, посредством укрепления формирующегося познавательного интереса, усвоения новых понятий, видов деятельности, обучение навыкам счета, расширение знаний о характеристиках окружающего мира.
Важнейшие задачи данного курса – сформировать у ребенка желание и стремление к обучению, обеспечить усвоение им знаний о цифрах и количестве, расширение активного лексического запаса засчет правильного использования основных понятий о цифрах и количестве.
Отличительной особенностью данной программы является ее направленность на закрепление у ребенка мотивированного желания к обучению в группе, формирование у него представления об обучении, как о желанном виде деятельности, стимулирование его к активному включению в процесс занятий создание условий для его самореализации в группе.
Программа построена на методических принципах игровой и коммуникативной технологии, дифференцированного обучения, и принципа сознательности и активности учащихся в овладении материалом.
Срок реализации данного модуля - 5 месяцев или 19 занятий по 1 часу в неделю.
Данный модуль также построен на использовании игры, как ведущего вида деятельности у детей этого возраста. Особое внимание уделяется закреплению навыков работы в группе и формированию графико-моторных функций. Отдельно в каждом занятии предусматривается возможность самовыражения для каждого ребенка, стимулируются его творческие и актерские качества.
Формой проведения занятий является урок - игра, который проводится в форме путешествия в «Страну Математика», в котором дети погружаются в особый мир цифр, где они знакомятся с образом цифры, учатся выделять его среди прочих фигур и знаков. Отдельное внимание уделяется количественному счету и формированию в представлении ребенка связи между количеством и цифрой.
Продолжительность каждого занятий 60 минут.
Каждое занятие разделено на несколько смысловых блоков, а именно: знакомство с цифрами, создание особого образа цифры, путем выявления ее отдельных элементов, закрепление полученных знаний на практике на основе графических и телесно-ориентированных техник усвоения материала, повторение изученного ранее, творческую часть.

Ожидаемые результаты от прохождения 2 модуляосновы счета «Путешествие в страну Математика».
В результате занятий по данному образовательному модулю дети должны:
Понимать:
- урок – как особый вид деятельности;
- необходимость личного участия в занятии;
- значение цифры;
- последовательность цифр в прямом и обратном счете;
- взаимосвязь цифры и количества.
Уметь:
- взаимодействовать с педагогом и другими членами группы;
- слушать инструцию и понимать ее;
- считать от 1 до 10 и обратно;
- распозновать графический образ цифры;
- самостоятельно или с подсказкой рассказать стихотворения про цифры, угадывать загадки;
- соотносить цифру и колличество предметов;
- приобрести начальные навыки ориентации на листе бумаги;
- активно использовать вновь приобретенные лексические единицы в речи;
- выполнять творческое задание, направленное на закрепление изучаемой темы.
Способами определения результативности и формами подведения итогов реализации данного модуля программы будут тестовые задания, проводимые в рамках обычных занятий в игровой форме.



Методическое обеспечение
- презентации, составленные к каждому уроку;
- Г.Сычева «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»;
- О.Соболева «Любимая математика»;
- учебные пособия М.Безруких «Пишем цифры и считаем»;
- Ж.Кац «Необычная математика»;
- стихи и загадки про цифры;
- прочие материалы.

Дополнительная литература
- М.Безруких «Обучение письму»;
- Т.Ахутина, Н.Пылаева «Преодоление трудностей учения»
Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать.- СПб.: Акцидент, 1998

Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возрвста .- Волгоград: Учитель,2006
Ундзенкова А.В. Колтыгина Л.С Звукарик. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД,1999
Буре Р.С. Готовим детей к школе. М.,1987
Нечаева Н.В. Обучение грамоте. М,1994
Седж Н.В. Игры и упражнения в обучении шестилеток. Минск, 1985.